Однажды с товарищем мы обменялись мотоциклами на время покатушек, и мне представилась возможность посмотреть на свой мотоцикл Yamaha MT09 TRACER (он же FJ-09) со стороны. В принципе, я был всем доволен, пока не обратил внимание на то, что дружище — байкер на моем моте не выключил поворотник. Я все ждал, когда же он сообразит, но время шло, а лампочка все моргала. В итоге, минут через 10, он его после очередного поворота отключил, но у меня засела в голове мысль, что надо что-то придумать, чтобы не вводить в заблуждение остальных участников движения. Особенно при движении на длинных прямых участках. Как на моем предыдущем Yamaha круизере, где мозги отсчитывали определенное количество метров с момента включения поворотника, и сами его отключали по своему алгоритму. Но т.к. у меня доступа к такой информации из мозгов мота нет, а в инете я ничего подобного готового найти не смог, пришлось включать фантазию. Путем изучения схемы электрической принципиальной (приложена к статье), пришел в голову алгоритм работы по таймеру.
Итак:
— двухконтактное штатное реле поворотов (№73 на схеме) шунтируется (вынимается из своего гнезда, и параллельно контактам, в гнездо вместе с реле вставляется отрезок провода). Таким образом мы получили непрерывный +12V, которыми будем управлять сами.
— Разъем №80 (коммутированные после переключателя поворота 12в), модифицируем таким образом, чтобы в его разрыв устанавливалась схема, содержащая два готовых реле времени РЕГТАЙМ2-12 (60-600) (на отключение) и два двухконтактных реле поворотников (по одному комплекту на левую и правую сторону). Релюшки стоят по 600 и по 150 рублей соответственно. Разъем модифицируем таким образом, чтобы при выходе из строя нашей системы по какой-либо причине, можно было вернуться на штатный Ямаховский вариант, просто переткнув пару вилок/розеток в чистом поле.
— РЕГТАЙМ2-12 настраиваем на время отключения 70 секунд. Это время я выбрал экспериментально, чтобы и на среднем светофоре поворотник не отключался, и при движении по прямой больше полутора минут не моргать.
— для удобства закрепления четырех реле в ограниченном пространстве около левого поворотника (там где выходит от руля шлейф с разъемо №80), конструкция была собрана из трех блоков, которые потом были загерметизированы и закреплены, как показано на видео.
Результатом стало автоматическое отключение через заданное время забытых поворотников.
Однако появились нюансы:
— перестали моргать в автоматическом режиме поворотники при нажатии на аварийную кнопку (из-за шунтирования штатного реле). Но это для меня не проблема, т.к. во первых, я никогда не попадал в ситуации, где мне нужна была работающая аварийка, во вторых, функция «поблагодарить мыргом поворотников» никуда не делась (однократное нажатие на кнопку), в третьих, случайно появилась офигенная функция «габариты». Т.е. теперь, в темное время суток, когда мне надо дополнительно обозначить габариты мотоцикла, я нажимаю аварийку, и у мота загораются в постоянном свечении поворотники, не раздражая своим морганием окружающих. Фактически, кнопка «АВР» превратилась в кнопку включения габаритных огней.
— т.к. невозможно вмешаться в работу механики рычага поворотника, приходится перед ПОВТОРЕНИЕМ включения поворота нажимать на него для сброса в центральное положение. Т.е. если вы включили ЛЕВЫЙ поворотник и забыли про него, а таймер его отключил, то для повторного включения того же ЛЕВОГО поворотника придется нажать на центральное положение для сброса. Для отключения или включения ПРАВОГО поворотника в данной ситуации дополнительных действий не требуется.
Схема оказалась работоспособна и на моте прижилась. Правда, у меня за большой мотостаж уже выработалась неустранимая привычка сразу после завершения маневра давить в центр рычага, сбрасывая его, но сама мысль страховки электроникой приятна. Вдруг это когда-нибудь меня убережет от машины, которая рассчитывала мою траекторию по дороге на основании забытого поворотника.
Автор
данного текста и фото/видео – администратор сайта Никонов Григорий (Грэг).
P.S. Приложенные
фото и видео я снимал лично и «для себя» (если не указано другое) и иногда для
отправки друзьям по мессенджерам. На момент съемки, планов их опубликовывать не было, поэтому прошу за
качество строго не судить.